Событие: философия sub specie eventi
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-3-35-49Ключевые слова:
философия события, событие, проблема начала, ситуация, различие, смысл, свершающийся опыт, Бахтин, Хайдеггер, Делёз, res gestaeАннотация
В статье утверждается, что в философии ХХ в. происходит поворот от утверждения, что разуму свойственно созерцать вещи sub specie aeterni (Декарт, Спиноза, Гегель), к пониманию, что вещи и мир следует брать sub specie eventi (Бахтин, Хайдеггер, Делёз). Событие в его различных проявлениях становится предметом осмысления современной философии. Авторы указывают на две онтологические характеристики феномена события – событие всегда случается, т.е. событие не может мыслиться вне времени, и событие всегда предстает единством разнородного. Различая понятия происшествия и события, авторы анализируют проблему начала события. Опираясь на идеи синергетики, авторы утверждают, что у события нет причины, но есть предпосылки – состояние неопределенности и аттрактор, организующий конституирование события/происшествия. Основное внимание авторы сосредотачивают на проблеме связи смысла и события, которая характеризует события мира человеческого бытия. Показано, что в мире человеческого существования ситуацией неопределенности оказывается ситуация проблематического. Разрешением проблемной ситуации выступает событие, которое с данной ситуацией связано не каузальными, а казуальными отношениями, когда сингулярности данной ситуации задают начальные условия действия и предоставляют реальные возможности его свершения. Здесь важно, что логикой действия и ходом мысли управляют не общие представления, а предпосылки, данные здесь и сейчас. Так объявляет себя новый вариант тождества «мысли и бытия»: смысл как интенция и продуктивная сила начального условия конституирования события тождественен самому событию. Бытие/событие объективируется как res gestae, которая выступает организующей силой и благодаря которой бытие обретает способность себя объявлять и утверждать как целостность и организованность. Авторы высказывают предположение, что философское осмысление события создает условия для корреляции двух традиций современной философии – «континентальной» и «аналитической».