Событие: философия sub specie eventi

Авторы

  • В. А. Конев Самарский научно-исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Россия)
  • В. Н. Иванова Самарский научно-исследовательский университет имени академика С.П. Королёва (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-3-35-49

Ключевые слова:

философия события, событие, проблема начала, ситуация, различие, смысл, свершающийся опыт, Бахтин, Хайдеггер, Делёз, res gestae

Аннотация

В статье утверждается, что в философии ХХ в. происходит поворот от утвержде­ния, что разуму свойственно созерцать вещи sub specie aeterni (Декарт, Спиноза, Гегель), к пониманию, что вещи и мир следует брать sub specie eventi (Бахтин, Хайдеггер, Делёз). Событие в его различных проявлениях становится предметом осмысления современной философии. Авторы указывают на две онтологические характеристики феномена события – событие всегда случается, т.е. событие не мо­жет мыслиться вне времени, и событие всегда предстает единством разнородного. Различая понятия происшествия и события, авторы анализируют проблему начала события. Опираясь на идеи синергетики, авторы утверждают, что у события нет причины, но есть предпосылки – состояние неопределенности и аттрактор, органи­зующий конституирование события/происшествия. Основное внимание авторы со­средотачивают на проблеме связи смысла и события, которая характеризует собы­тия мира человеческого бытия. Показано, что в мире человеческого существования ситуацией неопределенности оказывается ситуация проблематического. Разрешени­ем проблемной ситуации выступает событие, которое с данной ситуацией связано не каузальными, а казуальными отношениями, когда сингулярности данной ситуа­ции задают начальные условия действия и предоставляют реальные возможности его свершения. Здесь важно, что логикой действия и ходом мысли управляют не об­щие представления, а предпосылки, данные здесь и сейчас. Так объявляет себя но­вый вариант тождества «мысли и бытия»: смысл как интенция и продуктивная сила начального условия конституирования события тождественен самому событию. Бы­тие/событие объективируется как res gestae, которая выступает организующей си­лой и благодаря которой бытие обретает способность себя объявлять и утверждать как целостность и организованность. Авторы высказывают предположение, что фи­лософское осмысление события создает условия для корреляции двух традиций со­временной философии – «континентальной» и «аналитической».

Загрузки

Опубликован

2021-07-02

Выпуск

Раздел

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

Как цитировать

[1]
2021. Событие: философия sub specie eventi. Философский журнал | Philosophy Journal. 14, 3 (Jul. 2021), 35–49. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-3-35-49.