Е. Н. Трубецкой и его спор о теократии с Вл. С. Соловьевым
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2021-14-1-84-96Ключевые слова:
свободная теократия, свобода, государство и церковь, первенство Римского понтифика, Православная церковь, христианское единствоАннотация
В статье рассматривается рецепция Е.Н. Трубецким теократического проекта Вл.С. Соловьева, представлены точки сближения и расхождения двух русских религиозных мыслителей по вопросу о характере и возможных путях христианского единства. Философы были близкими друзьями, и Трубецкой в своих текстах, посвященных Соловьеву, неоднократно подчеркивал влияние его идей на свои собственные философские построения. Но все же Трубецкой воспринял их критически, готовил ответ Соловьеву несколько лет, сначала в магистерской диссертации «Миросозерцание Бл. Августина», затем в докторской диссертации, и наконец, в фундаментальном исследовании «Миросозерцание Вл.С. Соловьева». Именно в этой работе представлены ключевые аргументы Трубецкого против проекта «свободной теократии» Соловьева. В статье отмечается, что Трубецкой, разделяя взгляд Соловьева о необходимости церковного единства, не принимал предложенные им практические варианты его достижения. Трубецкой спорил с Соловьевым 1880-х годов, противопоставляя его идеи данного периода поздним идеям философа, подчеркивая, что ключевой работой Соловьева все-таки являются «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории». В статье подчеркивается, что тема теократии становится принципиальной для Трубецкого: через анализ проекта «свободной теократии», погружение в исторический контекст становления теократической идеи в западной традиции, поиск материалов о теократическом периоде Соловьева в Ватикане Трубецкой сформулировал свою принципиальную позицию о взаимоотношении церкви и государства и о необходимости их разделения.