Онтологический статус социо­культурных объектов как предмет феноменологической критики (А. Шюц, Р. Ингар­ден)

Авторы

  • Н. М. Смирнова Институт философии РАН (Россия)
  • Д. Р. Штыков Свободный исследователь (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-4-89-101

Ключевые слова:

феноменология, смысл, интенциональность, феноменологическое конституирование, экзистенциальная онтология, интерсубъективность, смысловая структура социального мира, социально-культурные предметности, осмысленный человеческий мир

Аннотация

В статье представлен феноменологический подход к анализу социально-культурных предметностей – трансцендентальных оснований социального и онтологического статуса идеальных предметностей культуры – в постгуссерлевской феноменологии на примере двух его учеников и последователей – А. Шюца и Р. Ингардена. Обосно­вано, что оба представителя феноменологической школы, развивая идеи «позднего» Э. Гуссерля, сформулировали оригинальные принципы социокультурного анализа – как в области феноменологической социологии, так и в области феноменологиче­ской онтологии культуры и эстетики. Показано, что феноменологическая онтология социального, сфокусированная на смысловой структуре социального мира, сформи­ровала адекватные методологические инструменты исследования трансценденталь­ных оснований социальности и когнитивного фундамента коммуникативных практик. В рамках «феноменологической онтологии» Р. Ингарден разработал оригинальную систему категорий для изучения социокультурных предметностей и артикулировал специфику интенционального слоя идеальных предметностей культуры. Показано, что феноменологическая онтология культуры как интенционально конституирован­ная реальность трансцендентна как по отношению к сознанию, так и к ее реальным (материальным) основаниям. Социально-культурная реальность предстает как по­рождение творческой активности сознания, сопряженная, но превосходящая гра­ницы природного область бытия, преобразующая его в наделенное смыслом бытие человеческое.

Загрузки

Опубликован

2020-11-20

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2020. Онтологический статус социо­культурных объектов как предмет феноменологической критики (А. Шюц, Р. Ингар­ден). Философский журнал | Philosophy Journal. 13, 4 (Nov. 2020), 89–101. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-4-89-101.