О первом опыте десталинизации в философском объяснении «национального вопроса» (1957 год)
Приложение: Х. Г. Аджемян. Критика взгляда т.наз. «буржуазной нации» (тезисы)
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2020-13-1-138-157Ключевые слова:
марксизм, национальный вопрос, нация, Аджемян, Сталин, XX съезд КПССАннотация
В статье рассматривается ситуация в СССР после XX съезда КПСС, когда рухнули некоторые идеологические запреты и стало возможным обсуждать философские проблемы без опасения, что за высказанные идеи может последовать наказание. Это не значит, что свобода слова стала полномасштабной – нет, она была ограничена решениями того же XX съезда партии, который, развенчав культ Сталина, тем не менее запрещал думать, что вся идеология коммунистической власти была ложной, а вся политика советской власти была насильственной. Уже в годы войны стало возможным говорить не только с позиций классовой борьбы, но и с позиций национального приоритета в оценках тех или иных событий. После смерти Сталина, главного теоретика национального вопроса, возникла потребность поставить под сомнение некоторые фундаментальные тезисы Сталина о природе наций – о причинах их возникновения. Х.Г. Аджемян, будучи талантливым публицистом, философом, добился в 1957 г. публичного обсуждения своего доклада в Отделении исторических наук АН СССР. Обсуждение не было широким, но сохранившаяся стенограмма выступлений участников дает представление, как философская мысль в эпоху XX съезда освобождала себя от догматических установок. Провокационный доклад Аджемяна обнажил внутреннее сознание гуманитарной науки, стоявшей на перепутье дорог. Это кризисное состояние истории и философии представляет интерес и исследуется в данной статье.