Аффект в координатах нефилософии

Авторы

  • О. В. Аронсон Институт философии РАН (Россия)

Ключевые слова:

аффект, нефилософия, искусство, имманентность, трансценденция, деконструкция, Единое, Реальное, Ларуэль, Делёз, Деррида, Дюшан

Аннотация

Статья призвана решить двойную задачу. С одной стороны, эта попытка прояснить некоторые из понятий нефилософии Франсуа Ларюэля, с другой стороны, выявление аффективного плана в основании науки, который игнорируется нефилософией. Отсылая к философии Спинозы, автор показывает, что аффект сопротивляется нашей способности думать о мире с точки зрения сущности и представления, т. е., нашей привычке «удвоения мира» (Ларюэль). Аффект принадлежит плану имманентности, потому что указывает на сферу мышления без субъекта и восприятия без объекта. Тем не менее само введение понятия имманентности требует постоянных актов дифференциации. Философия различия имеет два полюса: во-первых, имманентизм, который противостоит господству трансцендентности, и, во-вторых, деконструкция онто-тео-логии, в которой отношения между трансцендентальным порядком и формальной семиологией языка и текста создает многочисленные апории. Имманентизм Делёза стремится к замене философских понятий произведениями искусства, а деконструкция Деррида раскрывает скрытые основания европейского мышления и поднимает вопрос о аффективных истоках любых аксиоматических моделей. Эти две несовместимые линии сходятся в «квантовом» единстве в художественной практике Марселя Дюшана, который стремится свести к минимуму чувственные характеристики произведения искусства и определить эмоциональное содержание абстракции. Так же как Дюшан в современном искусстве, Франсуа Ларюэль интерпретирует аппарат философии как ready-made, который, хотя и теряет свою глубину, сохраняет следы философского желания трансцендентности.

Загрузки

Опубликован

2015-03-05

Выпуск

Раздел

ПОИСКИ НОВОГО ЯЗЫКА В ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2015. Аффект в координатах нефилософии. Философский журнал | Philosophy Journal. 8, 1 (Mar. 2015), 33–46.