Постнеклассическая эстетика: К вопросу о формировании современного эстетического знания
Ключевые слова:
эстетика, неклассическое, паракатегории, виртуалистика, дигитальные пространстваАннотация
В статье показано, что современная (постнеклассическая) эстетическая теория содержит как минимум три основных раздела: 1. классическое ядро, 2. неклассическую эстетику (нонклассику) и 3. виртуалистику. Классическая эстетика, выявляющая метафизическое ядро эстетики как науки и сущностные параметры эстетического опыта и сознания (вкус, прекрасное, возвышенное, трагическое, искусство, мимесис, образ, символ и др.), сохраняет и сегодня свое центральное положение в эстетической теории в качестве философской эстетики. Нонклассика — динамичный раздел современной эстетики, опирающийся, прежде всего, на новейшие, часто экспериментальные поиски в сферах арт-практик и гуманитарных исследований, нередко оппозиционных классическим методам, принципам, эстетическим ценностям. Может быть понят в качестве своеобразной творческой лаборатории внутри эстетики, где отрабатываются новые эстетические материалы, гипотезы, теории, категориальный аппарат. Среди его паракатегорий сегодня фигурируют лабиринт, абсурд, жестокость, повседневность, телесность, вещь, симулякр, интертекст, деконструкция и др. Дает существенные импульсы для пересмотра и корректировки отдельных положений классической эстетики. Виртуалистика — новый раздел эстетики, сопрягающий весь существующий теоретический и практический эстетический опыт с активно формирующимся опытом жизни современного человека в компьютерных сетях и создания сетевого искусства (net-art). Эстетика существования человека в виртуальной реальности дигитальных пространств, которая предстает здесь главной эстетической категорией. Наряду с ней речь может идти о таких специфических для сетевых арт-проектов понятиях как ризома, адаптация, интерактивность, навигация, имплозия, конструирование, морфинг и др.