На границе: различие глубины и поверхности в исследованиях изображений

Авторы

  • Н. Р. Шаропова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-76-94

Ключевые слова:

эстетика, образ, феноменология, проективная геометрия

Аннотация

В статье рассматривается такой аспект видимого и изображений, как глубина. Об­ращение к этой проблематике связано с критикой некоторых подходов к визу­альным и эстетическим феноменам как к физически материально данным, с чем связывается их специфический способ присутствия. В противоположность этим стратегиям, с точки зрения которых о существовании изображений можно говорить, только в связи с их пикториальной поверхностью, цвет и фактуру, предлагается раз­рабатывать другую категорию, а именно глубину. Феномен последней в статье рас­сматривается главным образом с точки зрения того, как он является, далее, как он проектируется и конструируется. Первому соответствует обращение в статье к фе­номенологическому методу, а именно к разработкам М. Мерло-Понти в «Феномено­логии восприятия», где он отделяет третье измерение – глубину – от двух других на том основании, что глубина выражает отношения к одной вещи – моему телу. Поэтому глубина задается позицией взгляда. Схожие рассуждения приводит Ж. Ла­кан в своем исследовании явления анаморфоза. Второму аспекту исследования со­ответствует часть статьи, посвященная проективной геометрии. С опорой на эти две области автору удается извлечь ключевые характеристики появления глубины в визуальном образе.

Загрузки

Опубликован

2019-08-26

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Как цитировать

[1]
2019. На границе: различие глубины и поверхности в исследованиях изображений. Философский журнал | Philosophy Journal. 12, 3 (Aug. 2019), 76–94. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-76-94.