Натурфилософские взгляды Хасдая Крескаса в IV части трактата «Ор hа-Шем» («Свет Господень»)

Авторы

  • Г. П. Андреев Независимый исследователь (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-48-61

Ключевые слова:

бесконечность, Благо, платонизм, средневековая еврейская философия, Хасдай Крескас

Аннотация

Целью данной статьи является анализ четвертой части opus magnum еврейского фи­лософа Хасдая Крескаса «Свет Господень» (Ор hа-Шем), где он рассматривает главные проблемы, относящиеся к бесконечности и предвечности мира, а также его тварности. Этот трактат был задуман его автором как антитеза «Путеводителю рас­терянных» (море hа-невухим) Маймонида. Если в первых трех частях своей работы Крескас по большей части критикует Маймонида, то в четвертой части предлагает свои размышления над популярными в его время философскими тезисами. В одном из своих рассуждений автор «Света Господня» обращается к термину «абсолютное благо» (hа-тов ha-мухлат), через который он пытается проанализировать идею предвечности мира (кадмут hа-‘олам). Здесь, на взгляд автора данной статьи, име­ется неоплатоническое влияние. Крескас разбирает критически аргументы, обосно­вывающие предвечное существование Вселенной и ее тварную природу. Кроме того, философ, анализируя доводы в отношении множественности миров, приходит к тому, что в XIX в. будет названо парадоксом Ольберса. Для Крескаса идеи вечно­сти мира и множественности миров несовместимы, так как, по его мнению, то, что вечно, может существовать только в единственном экземпляре.

Загрузки

Опубликован

2019-08-26

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Как цитировать

[1]
2019. Натурфилософские взгляды Хасдая Крескаса в IV части трактата «Ор hа-Шем» («Свет Господень»). Философский журнал | Philosophy Journal. 12, 3 (Aug. 2019), 48–61. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-48-61.