Aufhebung души (или) человека. Истина антропологии Гегеля в прочтении Деррида

Авторы

  • А. В. Вавилов Кубанский государственный университет (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-18-32

Ключевые слова:

антропология, человек, дух, душа, конец человека, Г.В.Ф. Гегель, Ж. Деррида

Аннотация

В статье анализируется проблема места человека в спекулятивной системе Г. В. Ф. Ге­геля и ее решение, предлагаемое Ж. Деррида. Пытаясь «спасти» фундаментальную работу немецкого мыслителя под названием «Феноменология духа» от «искажаю­щего» ее смысл «антропологистского прочтения», предложенного А. Кожевым, Деррида обращается к тексту гегелевской «Энциклопедии» и, осмысляя главные темы соседствующих в ней разделов «Антропологии» и «Феноменологии», посред­ством «более строгого чтения» приходит на первый взгляд к вполне обоснованному выводу о закономерном и неизбежном конце человека уже в пределах самой «Ан­тропологии», что и позволяет восстановить подлинное измерение «Феноменоло­гии», очистив ее дискурс от «поспешно обнаруженного» в нем образа человека. Однако, несмотря на, казалось бы, внимательное и строгое следование букве геге­левского текста, Деррида сам совершает операцию «антропологистского прочте­ния» по отношению к «Антропологии», принимая данную науку «Энциклопедии» за размышления о человеке в целом и как таковом, стирая существенное различие между современной философской антропологией и одноименным, но имеющим со­всем другой предмет, разделом спекулятивной философии. Стараясь обосновать свой тезис о конце человека, Деррида игнорирует и различие между энцикло­педической «Феноменологией» и «Феноменологией» 1807 г., выполняющей внутри системы иную, нежели раздел «Энциклопедии», функцию. Посредством анализа текстов Гегеля и работ современных исследователей, обращающихся к «Антропо­логии» как к наименее изученному разделу спекулятивной философии, в настоящей статье, во-первых, обосновывается некорректность выводов Деррида; во-вторых, осуществляется попытка определить роль и «границы» человеческого в диалек­тическом дискурсе посредством осмысления отношений между человеком, с одной стороны, и «душой», «сознанием» и «духом» как главными концептами гегелевской теории субъективности – с другой.

Загрузки

Опубликован

2019-08-26

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2019. Aufhebung души (или) человека. Истина антропологии Гегеля в прочтении Деррида . Философский журнал | Philosophy Journal. 12, 3 (Aug. 2019), 18–32. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-3-18-32.