Ностальгия по авангарду
Ключевые слова:
авангард, утопия, образ, иконический символ, Жан-Люк Марьон, Ротко, Мари-Жозе МондзенАннотация
Что заставляет нас снова и снова обращаться ко времени авангарда, к этой экспериментальной практике? В статье анализируется связь незатухающего интереса к авангарду с утопией. Авангардное искусство можно рассматривать как «исторический знак»: оно берет на себя функцию указателя в том, что размечает пространство для новых социальных отношений. Искусство авангарда – это опыт картографирования нового сообщества, предшествующего институциональным формам его закрепления. Такое вторжение «невидимого» в авангардную образность разбирается на примере размышлений Жан-Люка Марьона о Ротко и Мари-Жозе Мондзен об иконе как предвестнице современного абстрактного искусства.