Чувственное и рациональное познание: Индия и Запад
(принципы сравнительного анализа)
Ключевые слова:
восприятие, ощущение, реализм, репрезентативизм, эпистемологический идеализм, сравнительная эпистемология, индийская эпистемология, западная эпистемология, эмпиризм, рационализм, конструктивизм в познании, Локк, Беркли, Юм, Дигнага, ДхармакиртиАннотация
В статье предпринимается попытка выделить систему понятий, которая позволяет провести сравнительный анализ между представлениями о соотношении чувственного и рационального познания в западной и индийской эпистемологиями. Автор считает, что эти традиции сопоставимы, поскольку типологически близки. Близость касается структурных принципов (выделяются сходные компоненты познавательного процесса: субъект, объект, органы чувств, внимание и т. д., познание подразделяется на чувственное, рациональное и сверхчувственное и сверхрациональное–интуитивное), и проблематизаций: обсуждаются похожие вопросы о статусе объекта познания, роли идей, мыслительных конструкций, непосредственности, опосредованности, истинности или иллюзорности и т.п. Формулируется три основных подхода к проблеме отношения познания и объекта: «прямой реализм», «репрезентативизм» и «идеализм» и исследуется их применение в западной и индийской эпистемологии (здесь выделяются их аналоги, соответственно, бахья-артха-вада, или учение о внешнем объекте, са-акра-вада, «учение о форме познания» и виджняпти-матра-вада, или «учение о только сознании»). В центре западной традиции, как показано в статье, спор эмпириков и рационалистов, в центре индийской – «реалистов» (объект внеположен познанию) и «конструктивистов» (объект конструируется познанием).