The true meaning of humanism: Religion and human values
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2019-12-1-17-33Ключевые слова:
человеческое достоинство, религиозное насилие, «новые атеисты», самоопределение, божественный образ и подобие, спасение, христианский гуманизм, гуманизм Ренессанса, либерализмАннотация
Гуманизм как движение, направленное на защиту человеческого достоинства, человеческих прав и ценностей, вряд ли имеет много противников. Однако само понятие гуманизма крайне противоречиво: существуют как сторонники «светского», так и «религиозного» гуманистического движения, каждое из которых претендует на звание «истинного гуманизма». С тех пор как термин был впервые введен в начале девятнадцатого века, гуманизм преимущественно ассоциируется со своей светской версией. Светские гуманисты находятся в оппозиции по отношению к религии по двум главным соображениям (этическим и эпистемологческим): религия наносит вред и построена на ложных идеях. Рассматривая (и критикуя) их доводы, я прихожу к выводу о существовании как гуманистической, так и антигуманистической форм религии. Первая (религиозный гуманизм) поддерживает идею уважения к человеческому достоинству, в то время как вторая (религиозный антигуманизм) подрывает ее. Далее я заявляю, что существуют рациональные основания теистической веры – они могу быть обнаружены как в человеческом опыте, так и самих идеалах, на защиту которых встает гуманизм.