Мурджиизм Бишра ал-Мариси: опыт контекстуальной реконструкции

Авторы

  • Ф. О. Нофал Луганский государственный университет им. В. Даля (Украина)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-3-47-60

Ключевые слова:

Бишр ал-Мариси, мурджииты, хариджиты, ашариты, мутазилиты, классическая арабо-мусульманская философия, мусульманская теология

Аннотация

В настоящей статье автор пытается реконструировать учение багдадского мутакаллима Бишра ал-Мариси. На основании детального анализа сохранившихся источников делается вывод о синтетическом характере системы мыслителя, вобравшей в себя элементы мутазилитских, джахмитских и традиционалистских теорий. Итогом первого в современном философском исламоведении исследования наследия ал-Мариси становится утверждение о «переходной» его ценности в качестве примера движения богословия от несистематичного вольнодумства VIII в. к школьной «схоластике» классической арабо-мусульманской философии. В статье вскрывается контекст теологических спекуляций Бишра; в частности, доказывается, что отдельные элементы его системы (например, учение о «присвоении» деяний) были переняты им у ранних мутакаллимов, в то время как основные положения его «мурджиитской» доктрины значительно развивают антиантропоморфную и провиденциалистскую парадигмы предшественников. Отдельно характеризуется метод мутакаллима, диалектически соединяющий силлогистическое следование «аналогии» с безоговорочным признанием примата ревелятивного «прецедента».

Загрузки

Опубликован

2017-08-30

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2017. Мурджиизм Бишра ал-Мариси: опыт контекстуальной реконструкции. Философский журнал | Philosophy Journal. 10, 3 (Aug. 2017), 47–60. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-3-47-60.