Философия как критика идеологий. Часть II

Авторы

  • Э. Ю. Соловьев Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-3-5-31

Ключевые слова:

философия, идеология, просвещение, ложное сознание, видимости, превращенные формы, философская критика, философская оттепель, неомарксизм, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили

Аннотация

Статья представляет собой историко-философское исследование, разъясняющее оригинальную трактовку отношения философии и идеологии, которая родилась в пору «московской философской оттепели» и была подхвачена российскими философами-шестидесятниками. В центр внимания поставлена неомарксистская теория мышления, прорабатывавшаяся Э.В. Ильенковым, и неомарксистская теория сознания, заявленная М.К. Мамардашвили. Сходство и смысловое родство этих концепций автор видит: в употреблении понятия «идеология» исключительно в значении пейоратива (осудительно-негативного термина); в однотипном понимании «идеального» (Ильенков) и «формы» (Мамардашвили); в основательном продумывании ими обоими проблематики иллюзий, объективных видимостей, «объективных мыслительных форм» и «превращенных форм». Ильенков и Мамардашвили не просто находятся в многоплановой перекличке друг с другом. Оба они перекликаются еще и с Кантом как автором статьи «Ответ на вопрос: что такое просвещение?». Анализ этого «надвременного соавторства» позволяет увидеть, что борьба за освобождение людей из-под власти идеологий не может быть успешной (а) без коренной перестройки образования и (б) без философского просвещения, избавленного от изъянов и односторонностей просветительства.

Загрузки

Опубликован

2017-08-30

Выпуск

Раздел

ДОКЛАДЫ И ЛЕКЦИИ

Как цитировать

[1]
2017. Философия как критика идеологий. Часть II. Философский журнал | Philosophy Journal. 10, 3 (Aug. 2017), 5–31. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-3-5-31.