Текстовая культура как объект историко-философских исследований

Авторы

  • Л. Т. Рыскельдиева Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Республика Крым)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-1-136-153

Ключевые слова:

текстовая культура, формат, чтение, письмо, комментарий, история философии, философский текст, смысл, коммуникация

Аннотация

«Поворот к тексту», наблюдаемый в современных социокультурных исследованиях, обусловлен расширением текстового пространства и массовым характером текстовой деятельности. Это обстоятельство указывает на актуальность текстологической составляющей в философии. Предметом рассуждений в данной статье является философский текст, его особенности и историко-культурная судьба. Как пишут философские тексты, кто их читает, как их понимать – вот вопросы, над которыми размышляет автор статьи. Феномен философского текста рассматривается в широком контексте текстовой культуры как совокупности способов создания, хранения и трансляции текстов. В ее рамках выделяется формат как совокупность условий, определяющих способ появления, форму и характер коммуникативной ситуации текста. Изучение формата текстовой культуры дает исследованиям философского текста возможность учитывать внетекстовые обстоятельства, но при этом избавляет их от редукционизма. В частности, от филологизма, который позволяет рассматривать философский текст как разновидность литературного. Наряду с уже существующими областями историко-философских исследований интерес к текстовой культуре может сформировать еще одно направление, в рамках которого будет востребована философская текстология – и как совокупность приемов исследования философских текстов, и как преподаваемая дисциплина.

Загрузки

Опубликован

2017-03-13

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2017. Текстовая культура как объект историко-философских исследований. Философский журнал | Philosophy Journal. 10, 1 (Mar. 2017), 136–153. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2017-10-1-136-153.