Можем ли мы отказаться от трансцендентального?

(пер. с англ. М. Мирошниченко)

Авторы

  • К. Малабу Университет Кингстон (Англия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-1-99-110

Ключевые слова:

трансцендентальность, случайность, посткритицизм, природа, математика, Юм, Кант, Мейясу

Аннотация

Действительно ли современная континентальная европейская философия близка к разрыву с Кантом? На наших глазах разворачивается наступление на структуры знания, доселе считавшиеся неразрушимыми: конечность субъекта, феноменальная данность, априорный синтез. «Отказ от трансцендентальности»: именно таким предстает главнейший проект посткритической мысли начала XXI столетия в книге Квентина Мейясу. Знакомые вопросы звучат в ней с новой силой: в самом ли деле Канту удалось дедуктивно вывести категории, а не произвольно назначить их; смог ли он доказать необходимость природы, обосновать различие между «априорным» и «присущим»? Не должны ли мы, напротив того, признать, что «Юмова проблема» – наличие неустранимого элемента случайности в мире – так и не была решена посредством трансцендентальной дедукции? Такого рода заявления предполагают, что у нас на вооружении имеется достаточно убедительная концепция неравномерности законов природы и возможности существования мира, совершенно отличного от известного нам. Действительно ли книга «После конечности» посвящена выработке таких концепций?

Загрузки

Опубликован

2018-03-12

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2018. Можем ли мы отказаться от трансцендентального? (пер. с англ. М. Мирошниченко). Философский журнал | Philosophy Journal. 11, 1 (Mar. 2018), 99–110. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-1-99-110.