О формализации умозаключения в процессуальной логике. Часть II
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2018-11-1-5-27Ключевые слова:
коллективное когнитивное бессознательное, кийас (кияс), процессуальная логикаАннотация
Во второй части статьи завершено изложение основных положений науки об основах фикха, касающихся «соизмерения» (к̣ийа̄с), и разработана гипотеза об эпистемной природе различия греческого силлогизма и фикхового к̣ийа̄са. Критически разобраны ключевые положения ал‑Джа̄бирӣ об «учреждающем» (мукаввин) и «учрежденном» (мукавван) разуме, восходящие к представлениям А. Лаланда и утверждающие единство первого при вариативности второго. Выдвинуто альтернативное положение о вариативности «учреждающего» разума, без которого невозможно объяснить вариативность эпистем, или «учрежденного» разума, в различных культурах. Категория «учреждающего» разума более точно истолкована как коллективное когнитивное бессознательное (ККБ). Показаны варианты ККБ как интуиции пространственного соположения и интуиции протекания, выдвинута гипотеза о том, что они обосновы вают субстанциальную и процессуальную логику соответственно. Даны альтернативные формализации фикхового к̣ийа̄са («соизмерения») в субстанциальной и процессуальной логиках. Показано, что формализация «соизмерения» в системе допущений субстанциальной логики дает суждение по аналогии, а в системе допущений процессуальной логики – строгое доказательство с несомненным выводом.