Идея Я в моральной философии Дэвида Юма
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-135-150Ключевые слова:
Юм, Я, моральный субъект, мораль, гордость, униженность, симпатия, принцип человеколюбия, общее благоАннотация
В статье показано, что в моральной философии Юма понятие Я вписано в определенную концепцию морали как практической (в противоположность теоретической) сферы, которая предполагает вынесение суждений, принятие решений и совершение поступков и потому основана не на разуме, а на аффектах. Соответственно моральное Я – это деятельный (а не познающий) субъект, включенный в отношения с другими людьми и движимый аффектами. Я открывается в свете аффектов гордости и униженности и становится единым и устойчивым благодаря им. Моральность Я определяется тем местом, которое он отводит добродетелям и порокам среди разнородных причин гордости и униженности, включающих душевные и телесные качества, а также все то, что не является качеством Я, но близко ему (дети, семья, богатство и т.п.). Поскольку Я у Юма встроено в мир других людей, его самооценка и сам его образ в существенной мере зависят от их мнений и чувствований. Благодаря принципу симпатии человек способен переживать чувства других как свои собственные, поэтому симпатия определяет и взаимоотношения человека с другими людьми, и его поступки. Моральность Я также проявляется в способности к суждениям, касающимся себя или других, исходить из универсальной позиции. Содержательно такая позиция у Юма выражена принципом человеколюбия, предписывающего заботиться об общем благе. Поэтому моральный субъект предстает не только гордым, но и справедливым, благожелательным и милосердным.