Идея Я в моральной философии Дэвида Юма

Авторы

  • О. В. Артемьева Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-135-150

Ключевые слова:

Юм, Я, моральный субъект, мораль, гордость, униженность, симпатия, принцип человеколюбия, общее благо

Аннотация

В статье показано, что в моральной философии Юма понятие Я вписано в опреде­ленную концепцию морали как практической (в противоположность теоретиче­ской) сферы, которая предполагает вынесение суждений, принятие решений и со­вершение поступков и потому основана не на разуме, а на аффектах. Соответ­ственно моральное Я – это деятельный (а не познающий) субъект, включенный в отношения с другими людьми и движимый аффектами. Я открывается в свете аффектов гордости и униженности и становится единым и устойчивым благодаря им. Моральность Я определяется тем местом, которое он отводит добродетелям и порокам среди разнородных причин гордости и униженности, включающих ду­шевные и телесные качества, а также все то, что не является качеством Я, но близко ему (дети, семья, богатство и т.п.). Поскольку Я у Юма встроено в мир других людей, его самооценка и сам его образ в существенной мере зависят от их мнений и чувствований. Благодаря принципу симпатии человек способен пережи­вать чувства других как свои собственные, поэтому симпатия определяет и взаи­моотношения человека с другими людьми, и его поступки. Моральность Я также проявляется в способности к суждениям, касающимся себя или других, исходить из универсальной позиции. Содержательно такая позиция у Юма выражена прин­ципом человеколюбия, предписывающего заботиться об общем благе. Поэтому моральный субъект предстает не только гордым, но и справедливым, благожела­тельным и милосердным.

Загрузки

Опубликован

2025-05-17

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2025. Идея Я в моральной философии Дэвида Юма. Философский журнал | Philosophy Journal. 18, 2 (May 2025), 135–150. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-135-150.