Образ, символ, лик: онтология культуры и истории Ф.А. Степуна
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-94-108Ключевые слова:
онтология культуры, метафизика истории, трансцендентальная философия, русская мысль, неокантианство, творчество, жизнь, символизм, революцияАннотация
Настоящая статья посвящена выявлению особенностей творческой эволюции Ф.А. Степуна, результатом которой стала философская концепция христианской культуры и истории. В центре рассмотрения философа находится феномен культуры как условия и пути восхождения к Абсолюту. Степун мыслит культуру как универсальное начало социальности и творчества человека в исторически конкретной форме ее существования. В статье показано, что таким идеальным типом, обладающим одновременно универсальными и уникальными чертами, для него выступает русская культура в ее истории. Согласно Степуну, она выражает себя в образно-символическом порядке бытия и имеет свой вечный лик в метафизическом горизонте истории. В работе формулируется тезис, что Степун вырабатывает специфический философско-социологический метод постижения культурной истории России, сосредотачиваясь на историософской критике русской революции в эмигрантский период. Опираясь на ряд теоретических положений неокантианства, мастерски используя разные жанры философского дискурса, он пытается преодолеть онтологическое противоречие между жизнью и творчеством в идее христианской культуры. Тем самым Степун дает свой ответ на ключевой вопрос европейской и русской мысли о соотношении веры и разума, настаивая на необходимости христианских убеждений для философа как творческой личности и носителя духовно-интеллектуальной традиции культуры.