Загадки сознания и кантианские ответы

Авторы

  • А. В. Смирнов Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-70-82

Ключевые слова:

Кант, a priori, большая культура, tabula rasa, связность, целостность

Аннотация

Линия исследования сознания через само сознание в европейской философии пред­ставлена учениями, построенными как ответ на вопрос: «Что в моем сознании от самого сознания, а не от мира?». Имена Декарта, Канта и Гуссерля обозначают наиболее значимые моменты развития этой линии. Эта линия противостоит линии «чистой доски», представленной сегодня многими направлениями аналитической философии, семиотики, нейрофилософией и нейронаукой. Первая линия предпочти­тельна постольку, поскольку сознание исследует само себя, а значит, некорректно иг­норировать тот факт, что сознание предпосылает себя собственному исследованию в виде как минимум инструментов исследования (базовых категорий и логических законов). Значение кантовского априоризма заключается в том, что он представляет собой самую серьезную в истории попытку вычленить тот круг предпосылаемого инструментария, который неизбежно присутствует, в снятом виде или непосред­ственно, в любом дискурсе о сознании. Самый существенный недостаток кантов­ского подхода заключается в том, что он носит содержательный характер: принципы познания a priori сформулированы как набор содержательных тезисов. Такой подход не застрахован от того, что его результаты могут оказаться неполными, а главное, что за априорное будет принято то, что на деле является апостериорным и за­имствовано из когнитивного опыта лишь одной из больших культур человечества, а значит, не носит всеобщего и строго обязательного характера, т.е. не является в кантовском понимании принципом познания a priori. Именно об этом свидетель­ствует развитие науки после Канта: неевклидовы системы геометрии, квантовая ме­ханика и теория относительности показали вариативность того, что Кант считал ин­вариантными принципами a priori, обосновывающими математику и естествозна­ние, а историко-философское востоковедение открыло вариативность принципов познания a priori, выработанных большими культурами человечества. Перспектива развития кантовского проекта выстраивается как: 1) различение всеобщего-вообще (инвариант априорной познавательной способности человеческого сознания, не за­висящей от мира, – способности к связности) и всеобщего в рамках больших куль­тур (варианты реализации этой способности, задающие основания разворачивания больших культур, априорные в их пределах); 2) трактовка всеобщего-вообще не как содержательных тезисов, а как способности к связности – ключевой априорной способности; 3) исследование смыслополагания как реализации способности к связ­ности во всех узлах эпистемной цепочки: чувственное восприятие, язык, рассудоч­ное мышление.

Загрузки

Опубликован

2025-05-17

Выпуск

Раздел

ДИСКУССИИ

Как цитировать

[1]
2025. Загадки сознания и кантианские ответы. Философский журнал | Philosophy Journal. 18, 2 (May 2025), 70–82. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-70-82.