Загадки сознания и кантианские ответы
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-2-70-82Ключевые слова:
Кант, a priori, большая культура, tabula rasa, связность, целостностьАннотация
Линия исследования сознания через само сознание в европейской философии представлена учениями, построенными как ответ на вопрос: «Что в моем сознании от самого сознания, а не от мира?». Имена Декарта, Канта и Гуссерля обозначают наиболее значимые моменты развития этой линии. Эта линия противостоит линии «чистой доски», представленной сегодня многими направлениями аналитической философии, семиотики, нейрофилософией и нейронаукой. Первая линия предпочтительна постольку, поскольку сознание исследует само себя, а значит, некорректно игнорировать тот факт, что сознание предпосылает себя собственному исследованию в виде как минимум инструментов исследования (базовых категорий и логических законов). Значение кантовского априоризма заключается в том, что он представляет собой самую серьезную в истории попытку вычленить тот круг предпосылаемого инструментария, который неизбежно присутствует, в снятом виде или непосредственно, в любом дискурсе о сознании. Самый существенный недостаток кантовского подхода заключается в том, что он носит содержательный характер: принципы познания a priori сформулированы как набор содержательных тезисов. Такой подход не застрахован от того, что его результаты могут оказаться неполными, а главное, что за априорное будет принято то, что на деле является апостериорным и заимствовано из когнитивного опыта лишь одной из больших культур человечества, а значит, не носит всеобщего и строго обязательного характера, т.е. не является в кантовском понимании принципом познания a priori. Именно об этом свидетельствует развитие науки после Канта: неевклидовы системы геометрии, квантовая механика и теория относительности показали вариативность того, что Кант считал инвариантными принципами a priori, обосновывающими математику и естествознание, а историко-философское востоковедение открыло вариативность принципов познания a priori, выработанных большими культурами человечества. Перспектива развития кантовского проекта выстраивается как: 1) различение всеобщего-вообще (инвариант априорной познавательной способности человеческого сознания, не зависящей от мира, – способности к связности) и всеобщего в рамках больших культур (варианты реализации этой способности, задающие основания разворачивания больших культур, априорные в их пределах); 2) трактовка всеобщего-вообще не как содержательных тезисов, а как способности к связности – ключевой априорной способности; 3) исследование смыслополагания как реализации способности к связности во всех узлах эпистемной цепочки: чувственное восприятие, язык, рассудочное мышление.