Реформы Александра II в фокусе философской антропологии К.Н. Леонтьева

К генезису политического эзотеризма мыслителя

Авторы

  • Е. М. Смирнов Национальный исследовательский уни­верситет «Высшая школа экономики» (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-179-191

Ключевые слова:

К.Н. Леонтьев, философская антропология, русский платонизм, реформы Александра II, политический эзотеризм, сословное неравенство, истина, аристократия, восточное христианство

Аннотация

В статье рассматривается период творчества К.Н. Леонтьева начала 1860-х – се­редины 1870-х гг., который содержит диаметрально противоположные оценки рус­ского философа по поводу осуществления реформ Александра II и их культурно-по­литического результата. Раскрывается характерное влияние этих оценок на фор­мирование позднейшей философии Леонтьева. В работе показано, что изменения во взглядах философа определялись его представлениями о том, насколько культур­ная польза или культурный вред, исходящие от реформ, распределены между их непосредственными бенефициарами и обществом в целом. Первоначально Леон­тьев выступал за гармонизацию отношений между низшими и высшими классами в надежде преображения жизненного уклада последних, но впоследствии резко переменил свои взгляды, увидев, что эта надежда неосуществима. В исследовании выявляется основное противоречие, возникающее при интерпретации Леонтьева как реакционного социально-политического наблюдателя и педагога. Автор доказы­вает, что политический эзотеризм, выражающий социально закрепленное неравнопра­вие на получение знаний, сторонником которого Леонтьев был к середине 1870-х гг., расходится с пониманием истины, существующим в христианстве, чьим апологетом старался быть русский философ. В то время как христианская Истина является веч­ной Личностью, открывающей Себя лишь тем, кто готов вступить с Ней в общение, политический эзотеризм есть релятивистское средство для охранения знания, огра­ниченного временем существования конкретного режима, которому оно служит. Выдвигается тезис, что успех дальнейших метафизико-теологических интерпрета­ций Леонтьева будет зависеть от удержания в горизонте исследователей двух проти­воположных стремлений мыслителя: мыслить историю в пространстве библейских смыслов, отсрочив при этом решение исконно сотериологической проблемы исто­рико-политическими средствами.

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФСКАЯ ЛЕТОПИСЬ

Как цитировать

[1]
2025. Реформы Александра II в фокусе философской антропологии К.Н. Леонтьева: К генезису политического эзотеризма мыслителя. Философский журнал | Philosophy Journal. 18, 1 (Mar. 2025), 179–191. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-179-191.