Эстетическая утопия и «помутнение» эстетиче­ского начала. О содержательной неоднородности эстетического дискурса в позднем творчестве Ф.М. Достоевского

Авторы

  • Т. И. Харитонов Национальный исследовательский уни­верситет «Высшая школа экономики» (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-68-84

Ключевые слова:

Достоевский, эстетическая утопия, персонализм, нравственный смысл эстетики

Аннотация

В статье дается новая концептуализация философской эстетики Ф.М. Достоевского как взаимодействия двух комплексов идей – утопического и персоналистического. Первый комплекс основывается на концепции эстетической интуиции человека как залоге его нравственного преображения и представлен в произведениях писателя в опыте персонажей-мистиков и идее народа-богоносца. Другое – персоналистиче­ское представление об эстетике, отразившееся в нравственных исканиях персонажей-красавцев и эсхатологической проблематике отдельных произведений, наоборот, подчеркивает нравственную двусмысленность земной красоты и необходимость свободного выбора между добром и злом без опоры на внутреннее знание. По пред­почтению одного из двух комплексов идей исследовательская литература также раз­деляется на два направления, первое из которых (утопическое) восходит к трак­товке В.С. Соловьева, а второе (персоналистическое) – к трактовкам Н.А. Бердяева и В.И. Иванова. Сопоставление сложившихся нарративов интерпретации позволяет нам выдвинуть гипотезу о содержательной неоднородности эстетики Достоевского и говорить о персонализме и утопизме как о двух самостоятельных философских мировоззрениях в художественном мире писателя. Приведенный в статье анализ развития эстетической проблематики в произведениях Достоевского показывает, что дуализм представлений о красоте сохраняется во всем его творчестве, начиная с 1860-х гг., и писатель не столько сталкивает идеи двух направлений, сколько ста­тично воспроизводит их в рамках единой схемы, не предполагающей философского синтеза. Усложнение и раздвоение функции красоты как фактора нравственного воспитания человека в позднем творчестве Достоевского может отражать его реак­цию на переоценку ценностей, связанную с секуляризацией и кризисом нигилизма.

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Выпуск

Раздел

СМЫСЛЫ ИСТОРИИ РОССИИ

Как цитировать

[1]
2025. Эстетическая утопия и «помутнение» эстетиче­ского начала. О содержательной неоднородности эстетического дискурса в позднем творчестве Ф.М. Достоевского. Философский журнал | Philosophy Journal. 18, 1 (Mar. 2025), 68–84. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2025-18-1-68-84.