Материальная основа медиаискусства: три практи­ки обнаружения

Авторы

  • Н. Н. Сосна Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-79-91

Ключевые слова:

интервал, квант, материя, полуживые, природное, солярность, субъективность, технэ, science art

Аннотация

Статья посвящена выявлению минимальных единиц существования и действия, на ко­торые указывают современные комплексные художественно-теоретические практики. На примере информационно-культурологического (А. Гэллоуэй), медийно-постбио­логического (Д. Булатов) и литературно-материалистического (Д. Беннет) подходов исследуется возможность предложить описание, применимое к различным обла­стям знания, включающим как гуманитарные, так и точные науки, которое оди­наково эффективно в них работало бы. Отмечая процессуальность, динамичность и принципиальную незавершаемость указанных практик – компресии-декомпресии, реверсивного переключения векторов, чередования притоков-оттоков «гравитаци­онной симпатии», автор видит настойчивое стремление самих художников-теорети­ков выделить некое автономное существование, каким бы квантованно малым оно ни оказалось. Очевидным образом это означает, что то, что казалось лишь худо­жественной практикой, оказывается экзистенциальным вопрошанием. Анализируя далее характеристики этого существования, автор выводит взаимосвязь между вы­сокотехнологическими процедурами и степенью интенсивности искомой автоно­мии. Оно оказывается не просто «слабым», но, без преувеличения, «полуживым» (semiliving). Таким образом, разомкнувшиеся в материальное пространство космоса многоуровневые технологические контуры намекают на очертания нового мира, стандарты описания которого пока только начинают складываться.

Загрузки

Опубликован

2024-12-12

Выпуск

Раздел

ФИЛОСОФИЯ И НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Как цитировать

[1]
2024. Материальная основа медиаискусства: три практи­ки обнаружения. Философский журнал | Philosophy Journal. 17, 4 (Dec. 2024), 79–91. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-79-91.