Ориентационные и мотивационные детерминан­ты общественного сознания

Авторы

  • К. Х. Момджян Московский госу­дарственный университет имени М.В. Ломоносова (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-5-22

Ключевые слова:

человек, общество, мышление, сознание, познание, мотивация, истина, ценности, свобода воли, потребности, интересы

Аннотация

В статье рассматриваются знания и ценности как инварианты родового человече­ского сознания, связанные с его ориентационной и мотивационной ролью в дея­тельности людей. Задачей ориентационного сознания является познание окружаю­щего и охватывающего нас мира (существование которого постулируется как аксио­ма, сомнение в которой делает существование людей де-факто невозможным). Познание ищет собственную логику бытия воспринимаемого мира, дает нам вери­фицируемые знания о нем, отличные от незнаний и заблуждений. Мотивационная функция сознания предполагает экспертизу возможных реакций на безальтернатив­ные влечения человека для выбора оптимального из вариантов поведения. Автор рассматривает три уровня мотивационной экспертизы – эмоциональный, рассудоч­ный и облигаторный – которыми руководствуются люди, вынужденные выбирать между императивами приятного, полезного и должного. Мотивы долженствования образуют ценностное сознание людей – системную совокупность стратегических предпочтений, связанных с выбором приоритетных конечных целей жизни и, далее, фундированных ими потребностей. Конечные цели жизни автор связывает с генети­чески заданными экзистенциальными влечениями к сохранению факта и приемле­мого качества жизни. Потребность рассматривается как объективно-реальное свой­ство социального субъекта испытывать надобность в том, что необходимо для дости­жения конечных целей жизни. Экзистенциальные влечения и потребности не могут быть “отменены” человеческой волей, что не мешает ей вмешиваться в процесс их реализации, делая возможным экзистенциальный выбор между бытием и небыти­ем, а также ценностное ранжирование потребностей. В статье рассматривается де­терминационная связь между исторически неизменными, видоспецифическими по­требностями людей и их базовыми ценностями, имеющими универсальный харак­тер. Различия в ценностном сознании людей, принадлежащих разным обществам и культурам, автор связывает не с набором базовых ценностей, а с субординацион­ными связями между ними, которые формируют разные ценностные приоритеты. Автор настаивает на фундаментальном различии между знаниями и ценностями, которое связано с разным отношением к институту истины, неверифицируемостью ценностных предпочтений человека, ориентированных на мир должного, а не сущего.

Загрузки

Опубликован

2024-11-18 — Обновлена 2024-12-12

Выпуск

Раздел

МОРАЛЬ, ПОЛИТИКА, ОБЩЕСТВО

Как цитировать

[1]
2024. Ориентационные и мотивационные детерминан­ты общественного сознания . Философский журнал | Philosophy Journal. 17, 4 (Dec. 2024), 5–22. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-4-5-22.