Пародийный характер постистории
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-3-121-134Ключевые слова:
история, постистория, пародия, социальное, социотехническое, редукция социального к социотехническому, политическое, гипертрофия политическогоАннотация
Философское осмысление окончания человеческой истории имеет давнюю традицию и, при всем многообразии толкований, тяготеет к двум полярным версиям. Оптимистическая версия знаково представлена в концепции Г.В.Ф. Гегеля, пессимистическая – в концептуальных набросках «позднего» В.С. Соловьёва. В тональности, отчасти перекликающейся с соловьёвской, выстроен и настоящий текст. Методологически он опирается на субъект-центрированную стратегию экзистенциальной философии и сопрягаемую с ней вариацию диалектики. Тематически он нацелен на рассмотрение состояния постистории, в наименовании которого посредством префикса «пост-» схватываются, на взгляд автора, не только и не столько временные смысловые оттенки («после»), сколько пародийные. Всякое пост-нечто пародирует свой корень, спекулятивно наращивая в нем одни содержательные аспекты и скрадывая другие. Постистория умаляет социальное в угоду социотехническому и гипертрофирует политическое, и без того доминирующее в историческом процессе и его типическом восприятии. Внимание автора сосредоточено на интеллектуальном сопровождении очерченных тенденций современной общественной жизни. Критически анализируются теоретические конструкции, которые полностью (Б. Латур) или частично (Ж.О. Ламетри) легитимируют редукцию социального к социотехническому и которые прямо (К. Шмитт) или косвенно (С. Ньюман) подчиняют социальное политическому. Признавая слабость современного общества и соглашаясь с актуальностью индивидуального сопротивления доминирующим в нем негативным тенденциям, автор статьи – в противовес постструктурализму и постанархизму – подчеркивает положительную значимость самоидентификации индивида, проистекающую из его власти над собой. При этом одновременно признается, что индивидуальных усилий для исправления человеческой ситуации недостаточно. И потому прогноз на постисторическую перспективу – пессимистический. Впрочем, автор статьи напоминает, что к истории и постистории земная жизнь – человеческая жизнь как таковая – не сводится.