Концепция контингентности и ее значение в философии Эмиля Бутру

Авторы

  • И. И. Блауберг Институт философии РАН (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-3-5-19

Ключевые слова:

французская философия, спиритуализм, Эмиль Бутру, контингентность, эпистемология

Аннотация

В статье рассматривается концепция контингентности природы и научных законов, выдвинутая и изложенная в ряде работ французским философом-спиритуалистом Эмилем Бутру (1845–1921). Принцип контингентности стал для него важным ин­струментом в решении сложных взаимосвязанных задач: 1) обосновать спиритуа­лизм, в том числе его ключевую идею свободы, с опорой на научное знание эпохи, когда вопросы философской эпистемологии приобретали все большее значение; 2) тем самым способствовать обновлению метафизики, которой грозила маргина­лизация в связи с продвижением идей позитивизма и сциентизма. Рассматривая иерархию родов, или уровней, бытия, а также соответствующих им законов, Бутру стремился доказать, что в мире господствует отнюдь не жесткая необходимость, а контингентность. Соответственно, в научных законах существует определенная доля условности, которая возрастает по мере движения от низших ступеней бы­тия, наиболее близких к материи, где сильнее всего проявляет себя детерминизм, до высших ступеней, где основную роль играет духовное начало с присущей ему свободой. Именно эта свобода, которую невозможно постичь в опыте, выражается в контингентности, являющейся характерной чертой бытия. Тем самым принцип контингентности предстает в концепции Бутру главным принципом познания и объ­яснения в философии, который позволяет вернуть метафизике ее значение, отри­цавшееся позитивизмом, и обосновать человеческую свободу.

Загрузки

Опубликован

2024-07-30

Выпуск

Раздел

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

Как цитировать

[1]
2024. Концепция контингентности и ее значение в философии Эмиля Бутру. Философский журнал | Philosophy Journal. 17, 3 (Jul. 2024), 5–19. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-3-5-19.