Социализм – это персонализм: Н.А. Бердяев о «правильном» общественном устроении
DOI:
https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-2-37-50Ключевые слова:
персоналистический социализм, персонализм, критика социализма, Бердяев, социальная философияАннотация
В статье рассматривается отношение Николая Александровича Бердяева (1874–1948) к основным чертам социализма, критика слабых сторон социалистического способа общественного устроения (идеи равенства, неэффективной трудовой этики, хилиастических настроений, профанации христианских ценностей и т.д.). Отмечается, что Бердяев, несомненно, социалистически ориентированный мыслитель, и критическое отношение к наблюдаемым им формам проявления социализма связано с наличием собственного видения «целевого» состояния социалистического строя – «персоналистического социализма». В статье рассматриваются основные черты персоналистического социализма, предлагаемого Бердяевым: оправдание неравенства и защита принципа иерархизма, защита свободы личности, воспитание должного отношения к труду (труд как служение ближнему, как раскрытие потенций творчества), «новая экономическая психология», а целью персоналистического социализма, в отличие от уже воплощенных форм социализма, Бердяев заявляет создание бесклассового общества. В третьей части статьи предпринимается попытка реконструкции «социально-философской мечты» Бердяева, при этом обосновывается отсутствие у философа амбиции политического действия и создания политического проекта персоналистического социализма. Для реконструкции идей Н.А. Бердяева используются тексты разных периодов его творчества: «Новое религиозное сознание и общественность» (1907), «Философия неравенства» (1918), «Самопознание» (1949), а также статьи 1930-х гг.: «О социальном персонализме: к критике “Нового Града”» (1933), «Персонализм и марксизм» (1935), «О современном национализме» (1938) и некоторые другие.