О главных отличиях индийской науки о методиче­ской рациональности от западной традиции логики

Авторы

  • А. В. Парибок Российский университет дружбы народов (Россия)

DOI:

https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-1-73-83

Ключевые слова:

ипология разума, методическая рациональность, ньяя, прамана­вада, рациональность, логика, логический вывод, силлогизм, индийская филосо­фия, объяснение, доказательство

Аннотация

Индийские традиции методической рациональности (ньяю и др.) ни исторически, ни по существу неверно именовать «индийской логикой». Изобретенная Аристоте­лем логика – сложная, структурная дисциплина со своим объектом и рядом правил. Ничто сложное не могло быть изобретено в истории мысли дважды в совпадающем виде. Названы и проиллюстрированы важнейшие отличия индийского варианта ме­тодической рациональности от западной логики. 1. Различение пользования умом для себя и в коммуникации. 2. Теория и типология рациональных познавательных актов (праман). 3. Схема изоморфизма между множеством индивидуальных актов познания и речевой коммуникацией о них. 4. Формальный учет надобности и целе­сообразности актов познания. 5. Отсутствие увлеченности формализмами и невоз­можность отделить эту науку от изучения и нормирования хорошего мышления. 6. Трактовка доказательства не только как специфической связности утверждений, но и как коммуникации. 7. Отсутствие (полускрытой) западной идеализации, пола­гающей единую мыслящую субстанцию.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Загрузки

Опубликован

2024-03-07

Выпуск

Раздел

ЛОГИКА И ФИЛОСОФИЯ

Как цитировать

[1]
2024. О главных отличиях индийской науки о методиче­ской рациональности от западной традиции логики. Философский журнал | Philosophy Journal. 17, 1 (Mar. 2024), 73–83. DOI:https://doi.org/10.21146/2072-0726-2024-17-1-73-83.